На автомобилях 5320 , в зависимости от моделей и комплектаций, применяется сцепление:
- фрикционное, сухое, двухдисковое, с периферийным расположением пружин модели 142;
- однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа модели MFZ 430 ф. «SACHS» (Германия) (см. рис. Сцепление модели MFZ 430).
Привод управления сцеплением гидравлический, снабженный пневмоусилителем
(ПГУ), сцепление модели MFZ 430 - ПГУ ф. «WABCO».
На ПГУ ф. «WABCO»
установлен указатель 1 износа накладок (см. рис. Пневмогидравлический
усилитель). На полный износ накладок ведомого диска сцепления
MFZ 430 указывает расстояние между пластмассовым корпусом 3 и шайбой 2,
которое, по мере износа накладок, становится равным 23...25 мм. При новых
накладках шайба 2 должна упираться в корпус 3.
Краткая техническая характеристика сцепления
Модель сцепления |
142 |
MFZ430 |
Передаваемый крутящий момент, Н.м (кгс.м) |
833 (85) |
1600 (160) |
Усилие пружин и диафрагмы при сцеплении, кН (кгс): | ||
включенном |
13,15-15,3 (1315-1530) |
28 (2800) |
выключенном |
14,05-16,2 (1405-1620) |
25 (2500) |
Пневмогидравлический усилитель 1 - указатель износа накладок; 2 - шайба; 3- корпус
Сцепление модели MFZ 430
1 - первичный вал коробки передач; 2 -
ступица ведомого диска; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 -диафрагма; 6 -
муфта выключения сцепления
Свободный ход муфты выключения сцепления определять, перемещая рукой рычаг (см. рис. Свободный ход муфты выключения сцепления). Пружину при этом отсоединить. Нормальному ходу муфты соответствует ход рычага 4-5 мм. Если ход рычага менее 3 мм, то, вращая сферическую гайку, отрегулировать ход рычага.
Свободный ход муфты выключения сцепления
Для выключения сцепления модели MFZ 430 применяется привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.
Свободный ход педали сцепления (до начала работы главного цилиндра) зависит от зазора А между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра (см. рис. Регулировка зазора). Нормальному зазору соответствует ход педали 6-12 мм.
Замерять свободный ход педали сцепления в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход педали выходит за указанные пределы, отрегулировать зазор А эксцентриковым пальцем, который соединяет верхнюю проушину толкателя с рычагом педали (см. рис. Свободный ход педали сцепления).
Регулировать зазор А при положении, когда оттяжная пружина педали прижимает педаль сцепления к верхнему упору. Провернуть эксцентриковый палец так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6-12 мм, затем затянуть и зашплинтовать корончатую гайку.
Регулировка зазора
Свободный ход педали сцепления
Полный ход педали сцепления:
* - для сцепления модели 142
** -
для сцепления модели MFZ
Удаление воздуха из гидропривода выключения сцепления (прокачку) проводить в таком порядке:
- снять с бачка пробку и заполнить бачок рабочей жидкостью до уровня не ниже 15-20 мм от верхней крышки заливной горловины бачка (см. рис. Регулировка зазора):
- снять с перепускного клапана колпачок, надеть на головку клапана шланг, свободный конец которого опустить в прозрачный сосуд с рабочей жидкостью (см. рис. Прокачка сцепления):
- резко нажать на педаль сцепления до упора в ограничитель хода педали, а затем, оставляя педаль сцепления нажатой, отвернуть на ½-1 оборот перепускной клапан, при этом через шланг выйдет часть жидкости с содержащимися в ней пузырьками воздуха. После прекращения выхода жидкости завернуть перепускной клапан;
- повторять предыдущую операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выделение воздуха из шланга;
- в процессе прокачки добавлять рабочую жидкость в систему, не допуская снижения ее уровня в бачке ниже 40 мм от верхней кромки заливной горловины;
- по окончании прокачки при нажатой до упора педали завернуть до отказа перепускной клапан, снять с головки клапана шланг, надеть колпачок;
- после прокачки системы долить свежую рабочую жидкость в бачок до нормального уровня.
Качество прокачки определяется отсутствием явления неполного выключение сцепления (сцепление «ведет») при переключении передач в коробке передач.
Прокачка сцепления
Возможные неисправности сцепления, причины и методы их устранения
Неисправность |
Возможная причина |
Метод устранения |
Сцепление |
Отсутствует свободный ход |
Отрегулировать |
Неполное выключение |
Чрезмерно увеличен свободный |
Отрегулировать |
Наличие воздуха в гидроприводе |
Удалить воздух | |
Понижен уровень жидкости |
Восстановить | |
Износ накладок ведомых дисков |
Заменить накладки |